КУЛ-ДЖАЗ (от англ. cool jazz, букв. — холодный джаз), один из стилей современного джаза, сформировавшийся на рубеже 40-х — 50-х годов 20 века на основе развития достижений свинга и бопа. Происхождение этого стиля прежде всего связано с именем свингового саксофониста-негра Л.Янга, разработавшего противоположную звуковому идеалу хот-джаза «холодную» манеру звукоизвлечения (так называемого Lester sound); он же ввел впервые в обиход сам термин «кул». Кроме того, предпосылки кул-джаза обнаруживаются в творчестве многих музыкантов бибопа — таких, например, как Ч.Паркер, Т.Монк, М.Дэвис, Дж. Льюис, и других. Вместе с тем кул-джаз имеет существенные отличия от бопа. Это проявилось в отходе от тех традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от чрезмерной ритмической экспрессивности и интонационной неустойчивости, от нарочитого подчеркивания специфически негритянского колорита. Кул-джазу присущи такие черты, как эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, возросшая роль композиции, аранжировки, формы и гармонии, усложнение тонально-модуляционной логики, использование элементов политональности и атональности, полифонизация фактуры, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Кул исполняется как малыми ансамблями (комбо), так и большими оркестрами, в состав которых нередко включаются нетипичные для джаза инструменты симфонического оркестра. Влияние кул-джаза сказалось на развитии других современных джазовых стилей, особенно джаза Западного побережья и «третьего течения». Наиболее известные музыканты кула (кроме упомянутых) — Д.Брубек, Дж.Ширинг, Л.Тристано, Б.Эванс, П. Дезмонд, С.Гетц, "Шорти" Роджерс, Л. Кониц, «Зут» Симе, Дж.Джюффри, Б.Брукмейер, Ш.Мэнн, Г. Ивенс и другие.